Зеленый Медведь aka Green_Bear (green_bear_den) wrote,
Зеленый Медведь aka Green_Bear
green_bear_den

Category:

Книгоиздание и книготорговля. Продвижение в массы

В предыдущий раз мы поговорили о том, как и когда издатель получает информацию об успешности продаж, и возникающих при этом проблемах. Теперь же обсудим способы и методы, которые используются, чтобы читатель узнал о выходе потенциально интересной ему книги и захотел ее купить.


Для начала введем понятия "осведомленность" и "убежденность". Первое означает, что читатель услышал-узнал-увидел информацию о выходе книги. Второе подразумевает, что узнав, он захотел ее приобрести.

Вариант с рекламой по телевизору и на уличных щитах мы сразу отбросим, поскольку такая кампания требует очень солидных вложений, которые окупятся лишь для самых популярных книг самых популярных авторов, да и то не факт.

Следующий способ постоянно используется в книжных магазинах - это постеры, флаеры-закладки-буклеты. Информируется широкий круг читателей, но вот их убежденность оказывается невысокой. Хорошо, если двое-трое из тысячи пойдут и возьмут в руки книгу. Интересна ли большинству поклонников зарубежной классики межавторская серия "Метро 2033" или "Анабиоз", например?) Что касается так называемых промо-выкладок - столы у входа и на видных местах - то их ассортимент жестко определяется руководством сетей и магазинов. Из фантастов туда попадают лишь самые "тиражные", то есть Пелевин, Лукьяненко, Глуховский, Перумов, Акунин, Орловский. Ну, может быть, еще парочка новинок из числа продвигаемых-продающихся в данном городе-районе.

Если же отстраниться от продвижения "на местах", то остаются каталоги, ага, которые еще вовсе не вымерли, но отчасти переместились в сеть. Но там книга легко теряется в потоке других изданий. Однако интернет - это верное направление:)

Что поможет автору или издателю продвинуть книгу в сети? Во-первых, грамотно оформленный анонс, который можно разместить на официальном сайте, в каталоге на отдельной странице (ну, мало ли!), крупном паблике ВКонтакте или Фейсбуке, на тематическом сайте - Фантлаб, ЛайвЛиб, наконец. Впрочем, таким образом ваша книга станет для читателя не одной из восьмисот новинок, например, а одной из трехсот. Есть разница? Так-то да, но хотелось бы большего, чтобы люди могли сориентироваться и заинтересоваться. Обложка+аннотация далеко не всегда "продают" книгу.

Тогда ваш выбор - это поиск рецензента или просьба к имеющимся читателям написать отзыв. Стоит понимать, что это не гарантия продаж. На Фантлабе рецензия, висящая в рубрике, которая транслируется на главную страницу, получает от 700 до 1600 просмотров (и от 10 до 65 лайков). При самом хорошем раскладе она добавит 20-40 читателей. Если же просуммировать пару анонсов, рецензию, положительные отклики влиятельных критиков на форуме и в АК, то кампания на Фантлабе обеспечит порядка 200 покупателей. Много ли это при тиражах от 1-1,5 тыс. экземпляров? Каждый решает сам.

Стоит учитывать "эффект домино" или своеобразной "пирамиды", когда новые читатели рекомендуют книгу друзьям и собеседникам. Если ваша кампания спровоцирует лавину советов, то вы сорвете джек-пот, пусть не самый внушительный:)

Рядом с анонсами находятся баннеры, которые несут меньше информации, зато ярче и привлекательнее. Однако имейте ввиду, что даже заказав рекламный пост в соцсетевом паблике-сообществе и набрав порядка 10-20 тыс. просмотров/показов, вы можете получить лишь 10-20 переходов по ссылкам и... ноль заказов. Осведомленность у таких приемов высокая - охват, аудитория, все дела - а вот убедительность страдает, увы.

Наоборот, если ваш уже ознакомившийся с текстом читатель напишет отзыв на своей страничке-блоге, то в результате осведомленность будет невелика, зато убедительность будет выше среднего - для его друзей и знакомых. Личные связи иной раз оказываются самым выгодным каналом. Тем не менее, имейте ввиду, что круг рецензентов достаточно узок и невелик, причем популярны они порой лишь на определенных площадках. Так что попасть даже в очередь на прочтение не всегда реально. Неоднократно видел, как начинающие авторы домогались до того же Владимирского. С предсказуемым результатом:))

Еще один способ - это рецензия в СМИ. На радио - маловероятно, а вот бумажный журнал... Но тут свои нюансы. Есть "Мир фантастики", да, самый крупный из уцелевших. Есть "Если", но там выходит по 5-6 рецензий в номере, да на шесть в год, получается порядка 40. Не больше. И оба рассматривают еще и зарубежную литературу, ага. Был "Фанcity", но его как и другие бумажные периодические, подкосил финансовый кризис.

Что осталось? Всевозможные конкурсы и раздачи, в том числе в соц-сетях. Да, те самые набившие кому-то оскомину розыгрыши по репостам. Осведомленность они увеличивают однозначно. А народ в соц-сетях активный, кто-нибудь да нажмет по ссылке и прочтет аннотацию) Как вариант, если книга уже не первая, то конкурс отзывов или рецензий. Но иногда возникают проблемы с активностью, нужен устойчивый фанатский круг. Но много ли пользы тогда от конкурса? Впрочем, пожертвовать авторский экземпляр вполне реально, отдача же явно больше нуля.

Пиар от друзей в их блогах чрезвычайно полезен, если эти друзья: Лукьяненко, Пехов, Акунин, Еськов, etc. Но положа руку на сердце - многие ли могут похвастаться столь именитыми поклонниками?) Но даже в случае не настолько известных френдов, отдача будет заметной. Ведь реклама попадет в более или менее целевую аудиторию.

Как нетрудно заметить, современное издательское продвижение в случае обычного автора почти равно нулю. Упоминание в каталоге, обложка в интернет-магазине. И фсё. Бюджет редакций не предполагает даже заказ рецензий - разве что при расплате натурой - бумажными экземплярами. Постеры-флаеры вы можете напечатать и сам, все равно, судя по отзывам из магазинов, толку от них очень мало. Телевизор... мечты-мечты. Анонсы в пабликах? Будьте готовы к низкой конверсии в переходы и покупки. Выложить текст на СИ или пиратских библиотеках? Есть и такой вариант, но он идет вразрез с политикой издательств. В целом механизмы продвижения существуют, но работают они непредсказуемо и редко, поэтому не ждите гарантий и рассчитывайте только на себя.

P.S. Кстати, пример положительного продвижения - цикл Роберта Вегнера "Сказания Меекханского пограничья". Но это была личная инициатива энтузиастов от фант-среды.
Tags: Заметки на полях
Subscribe

Posts from This Journal “Заметки на полях” Tag

  • Простокартиночное!

    Дискуссией на форуме Фантлаба навеяло)

  • Тиражно-продажное

    Вот буквально пару дней назад я сетовал в диалоге с Олегом Борисовым mynameiszb, что бумажные тиражи вполне достойных авторов…

  • ОБЧРное

    На прошлой неделе коллега beskarss217891 выложил на Фантлабе рецензию на "Техподдержку" Дивова. У меня в отдаленных планов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments

Posts from This Journal “Заметки на полях” Tag

  • Простокартиночное!

    Дискуссией на форуме Фантлаба навеяло)

  • Тиражно-продажное

    Вот буквально пару дней назад я сетовал в диалоге с Олегом Борисовым mynameiszb, что бумажные тиражи вполне достойных авторов…

  • ОБЧРное

    На прошлой неделе коллега beskarss217891 выложил на Фантлабе рецензию на "Техподдержку" Дивова. У меня в отдаленных планов…