?

Log in

No account? Create an account
Свежее Лесные Жители Зарубки на коре История Зеленый Медведь на Фантлабе В прошлое В прошлое В будущее В будущее
Реванш пост-СССРа - Берлога Зеленого Медведя
В дремучем книжном лесу...
green_bear_den
green_bear_den
Реванш пост-СССРа
Поскольку в разных вариациях эта тема всплывает уже несколько недель, позволю себе высказаться подробнее. А именно - об эволюции в отечественной боевой фантастике мотивов войны с НАТО/США от реваншистских до условно объективных. Поскольку текст сильно завязан на политические события, то на Фантлабе развивать эти мысли не стал, а здесь убираю под кат.


Начнем с определения:
Реваншизм (франц. revanchisme, от revanche — отплата, возмездие) политика шовинистических кругов страны, потерпевшей поражение в войне, направленная на подготовку новой войны под предлогом восстановления довоенных границ и довоенной системы межгосударственных отношений. (БСЭ)

Можно долго спорить о плюсах и минусах СССР, но факт остается фактом. Его распад стал крупной геополитической катастрофой для всех бывших субъектов и для многих партнеров. Учитывая, что произошло в это в контексте Холодной войны с НАТО, понятное дело, что воспринимался распад именно, как поражение. Не будем углубляться в причины, повлекшие за собой конец СССР, поскольку нас интересуют последствия для общества.

Это резкое падение уровня жизни. Рост преступности. Повышение уровня смертности. Закрытие еще недавно мощных заводов и коллективных хозяйств. Добавляем сюда постыдную слабость внешней политики, сдачу союзников, отказ от защиты интересов. Горячие точки по периферии, угроза дальнейшего распада страны, терроризм. Поражение, как оно есть. И виноватыми можно считать либо себя, либо правительство, либо США - а то и всех вместе.

Как это отразилось в фантастической литературе? Кто-то шел по пути отказа от насилия, как Олди, которые в романе "Дайте им умереть" (1998 г.) нарисовали мир, где оружие покончило с собой и подарило человечеству шанс на жизнь без войны. И Рыбаков с его утопией "Гравилет Цесаревич" (1993 г.). А кто-то шел по иной тропе - войны. Алексей Живой в романе "Эфирный оборотень" (1996 г.) использовал схему обретения простым русским парнем сверхспособностей, которые позволили ему одолеть злодея с аналогичным даром - который, конечно же, правил США. Нечто подобное отыгрывал в ранних своих книгах и Андрей Земляной.

Здесь нужно сделать небольшое отступление. Дело в том, что между рождением замысла книги, ее написанием, отправкой в редакцию и публикацией может пройти значительное время. Поэтому в ряде случаев надо делать поправку на эту задержку. Кое-где я буду прямо указывать на подобные примеры.

В общем, одной из ранних схем была такая - простой рубаха-парень, главный герой обретает магические-экстрасенсорные способности и поворачивает их против мирового зла - то есть американцев. Почему это реваншизм? Потому что общество остро переживает поражение. Потому что автора не волнует восстановление страны, повышение уровня жизни - акцент на войне с США. И то - победу обеспечивает побыстрому нафантазированная магия, помноженная на русскую правду.

Но затем появилась программная утопия Романа Злотникова "Виват император!" (2001 г.), где сильный лидер в первую очередь занят восстановлением России, а вооруженная борьба за мировое господство является сопутствующим фактором. Важные моменты - основное внимание правителя нацелено на промышленность, уровень жизни, экономику, безопасность граждан. Цель - добиться справедливости, благоденствия и преуспевания. Минусы - откровенно фэнтезийная и утопичная сюжетная завязка - клан бессмертных решает переформатировать мир и выбирает Россию своей базой, имея огромные финансовые, физические и умственные резервы. Как в анекдоте - "прилетят инопланетяне и все нам подарят".

Во второй книге дилогии был подробно описан конфликт с соседями. И если на западе русские старались никого не убивать - заранее подготовленные площадки для разбития лагерей и продовольствие, за отказ исполнять инструкции снайпер уничтожает командира-нарушителя с огромного расстояния, а мародеров-насильников ждет немедленное наказание, то на востоке после обмена ядерными ударами и цепной тектонической реакции значительная часть Китая перестает существовать. Совсем и со всеми жителями, ага. Но это обыгрывается морально-этической дилеммой, поэтому обсуждать момент надо отдельно. И да, в США разразилась ядерная зима и русские миротворцы в финале оказываются помощь беженцам.

Однако были и другие точки зрения на будущее России. Федор Березин - да, тот самый - в своем цикле "Война 2030" (2005-2006 г.г.) описывает нашу страну, как расколотую на множество феодов-республик-областей территорию. Но конечно же, американскому гегемону не сдобровать, поскольку некая тайная организация наносит серию точечных ударов по уязвимым объектам, используя передовые российские наработки и пламенных патриотов. Тут происходит усугубление реального краха, чтобы отразить всю степень трагичности произошедшего и показать, что даже при таких исходных условиях Россия способна покарать врага. Своеобразная психотерапия - мы опасны даже будучи расколоты и унижены, если сохраним веру в нашу страну и продолжим борьбу с умом - поэтому нельзя сдаваться. Согласитесь, уже не столь похоже на первую грубую схему?) К слову, вероятно, замысел цикла был создан раньше, поскольку в те годы у Березина вышла сразу пачка романов.

Тем временем Злотников, как и положено чуткому автору, выдал сразу два взгляда на отношения России и США в далеком будущем. В одном соавторском цикле-приквеле русский и американский агенты действуют заодно против инопланетного вторжения. Во втором же - и опять соавторском - российские спецслужбы находятся в жесткой конфронтации с американскими. Так что спектр охваченной аудитории был максимален.

Показательно, что если в романе "Виват Император!" (2001 г.) уделено немалое внимание проблеме Кавказа, то по окончании контр-террористических операций эта тематика отошла на второй план, сменившись на образ коварного, изнеженного и жестокого Востока как, например, в романе Орехова и Злотникова "Миссия невыполнима".

Очень нелепо и глупо выглядели голословные обвинения в реваншизме романа Сергея Анисимова "Вариант Бис" (2003 г.), в котором альтернативный СССР с опережением наносит поражение Германии и затем сходится в схватке с бывшими союзниками. Почему? Да потому, что автор многократно прямым текстом проговаривает, что война - это безумие. Что война - это трагедия и катастрофа, миллионы сломанных и загубленных судеб. И в финале особенно остро показана мечта военного врача, чтобы каждого генерала заставляли смотреть на роды, на воспитание ребенка, которого потом приказ бросит в бессмысленную атаку на безымянную высоту. Ради чего это взаимное смертоубийство, спрашивает автор у читателя. Нужно ли оно тебе ради пресыщения амбиций? Да, нужно сражаться за выживание, но понимать и помнить выплаченную цену.

А затем произошла война 08.08.08, ставшая рубежной точкой и переопределившей самосознание россиян. Внезапно люди убедились, что правительство способно отстаивать интересы страны. Что армия способна эффективно действовать в не самых выгодных условиях. Что Россия наконец-то прекратила безропотно терпеть унижения, отреагировала на уничтожение мирных жителей и своих миротворцев. Здесь можно провести аналогии с Югославией, где роль России была на порядок меньше.

И сразу целые полки книг устарели, потеряв актуальность. Дилогия Березина "Война 2010. Украинский фронт" (2009-2010 г.г.) повествует об агрессии Турции против Украины, где Россия остается беспомощным наблюдателем - ведь российская авиация уничтожена превентивным ударом. После 2008-го года это выглядит уже чистой фантастикой - как так, ведь мы сильные и могучие! Цикл был раскритикован и по большому счету заслуженно. Другой опоздавший цикл-предупреждение - это Анисимов с "Абрамсы в Химках" (2012 г.). И опять же - лишь тщательная проработка социальных конфликтов и коллизий защитила его от читательского разочарования.

Примерно в это время стартовал вызвавший, пожалуй, наиболее негативную реакцию цикл Георгий Савицкого "Поле битвы" (2009-2010 г.г.), в котором были методично перечислены все возможные театры военных действий. Про литературный и технический уровень сочинений лучше деликатно умолчать. Годились книги разве что в качестве пропагандистского чтива, где герои превозмогают силой духа любые объективные технические трудности и препятствия. Было меня подозрение, что под псевдонимом могла скрываться целая артель авторов, поскольку это характерно для Яузы, но реальных зацепок не нашлось.

Зато роман Андрея Земляного "Один на миллион" (2009 г.) и его продолжения пошли у читателей на ура. В этом мире космических флотов и колоний великая Российская Империя занимает лидирующие позиции по всем параметрам - в науке, культуре, вооружениях и благополучии жителей. А китайские и евро-американские державы являются заклятыми соперниками и противниками. Какое-то время конфронтация сводится к мелким политическим пакостям и поддержке внутренних радикалов, но при обострении конкуренции за легкодобываемые ресурсы и доступ к артефактам иных рас вспыхивает полномасштабная война. "Комиксная" подача материала, с контрастными и гротескными героями, уклон - как и у Злотникова - в воспевание всего военного. При этом автор довольно честно отразил наши реалии, например, вставил в текст западную статью, поменяв президента на императора. Подвоха никто не заметил:)

Еще показательнее космоопера Анны Волошиной "Фабрика героев" (2009-2013 г.г.). Здесь действие первого романа разворачивается в далеке от Российской Империи, которая занимает центральную роль только с середины второго тома. Главная героиня по матери - далекий потомок ирландцев, как и у Земляного добивается огромных успехов, но в большей степени благодаря упорному труду и сообразительности. Более интеллектуальные сюжетные коллизии, примерно тот же уровень контрастности черное-белое, но с большей психологической достоверностью. Небольшой уклон к романтике в середине цикла.

Стоит также понимать, что многие издательства, а в особенности Яуза, нарочито клишируют, утрируют, доводят до абсурда аннотации и обложки, создавая ощущение лютого трэша там, где его нет и в помине. Аналогично и с составлением серий. В серию «Враг у ворот. Фантастика ближнего боя» попали и романы Савицкого, и Анисимова, и Афанасьева, и Золотько, хотя общее у них - лишь жанр боевой фантастики ближнего прицела, в которой крупные государства находятся или в состоянии войны или распада. Широта возможных раскрытий такой темы огромна. От лубочного пропагандизма до впечатляющей картины умирающей империи. Поэтому мазать всех одним цветом, конечно, можно - ведь Интернет все стерпит, но реально о каждой книге суть нужно только после личного знакомства. Желательно, хоть сколько-нибудь вдумчивого.

И подведем итог сего пространного растекания мыслями по древу отечественной боевой фантастики, посвященной России и Западу. В начале девяностых ей были характерны два пути - мира и войны, причем второй являлся реваншистским. Однако за последующие годы и крупные геополитические события жанр эволюционировал в массе своей в пылкое и патриотичное имперство. Что собственно хорошо соотносится со статьей "Русская мечта..." которую я уже предлагал для обсуждения. Разумеется, обзор получился отнюдь не полным, например, упущено творчество Александра Афанасьева, которое демонстрировало имперские черты еще до 08.08.08. Не найдено место для печально верных прогнозов Глеба Боброва и Яна Валетова относительно судьбы Украины. Однако общие очертания весьма наглядно показывают то, как менялись стремления и ожидания авторов, читателей и просто жителей России.

Медвежьи Метки: ,

69 подарено горшков мёда or Подарить горшок мёда
promo green_bear_den июль 13, 2016 17:20 11
Buy for 10 tokens
Если вам понравилось в Берлоге, благодаря рецензиям вы нашли интересную книжку или просто хотели бы поддержать проект, ускорив его обустройство новыми статьями, обзорами, отзывами, то вы можете перевести любую денежную сумму на электронный счёт в системе "Яндекс-деньги". Номер…
Comments
lady_nb From: lady_nb Date: September 21st, 2015 10:49 am (UTC) (Link)
спасибо, интересно

чепятка:значительная часть Китая перестает существоваться
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 21st, 2015 11:18 am (UTC) (Link)
>> чепятка:значительная часть Китая перестает существоваться

Пофиксил, спасибо:) Когда я пишу публицистический текст несколько дней и с десятками заходов, потом уже теряю какую-либо зоркость.
>> спасибо, интересно

Всегда рад!

Фишка в чем - я не испытываю презрения ни к какому жанру-теме. Ну, почти ни к какому) Поэтому анализировать то, что входит в развлекательный и массовый сектор фантастики - почему бы и нет?) Проектные романы, межавторские циклы, новеллизации игр, ЛитРПГ, пост-апокалиптика, квестовое фэнтези и куча другого.
den_stranger From: den_stranger Date: September 21st, 2015 11:26 am (UTC) (Link)
Самое интересное что в этот список мог угодить и я. Если бы переписал "Крейсера" как то требовало издательство под альтхистори.

Edited at 2015-09-21 11:26 am (UTC)
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 21st, 2015 11:33 am (UTC) (Link)
Альтернативную историю я зацепил по касательной, ради примера с Анисимовым, который неординарностью и уровнем своего романа привлек внимание недобросовестных "критиков", обвинивших автора во всех смертных грехах.

Издательство = Яуза или ЭСКМО?) Если первое - то абсолютно правильно сделал. Так у тебя есть все шансы развернуть историю вширь и глубь. Альтернативка же потребовала была бы на порядок большей проработки, чтобы получить пристойный результат. И то кое-что - хрен обойдешь, те же читательские ожидания и впечатления от переписывания истории.
livejournal From: livejournal Date: September 21st, 2015 11:29 am (UTC) (Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
tt_762 From: tt_762 Date: September 21st, 2015 12:05 pm (UTC) (Link)
Реваншизм – дело сомнительное. И в политике, и в литературе. Жизнь подсказывает, что понятие «контрнаступления» куда уместнее странного спортивного «реванша».
По печальным прогнозам по поводу Украины. Было вполне очевидно что так и произойдет. Очень хотелось до этих событий не дожить. С другой стороны, зная Незалежную, имелась полная уверенность – она вступит в самую большую кучу дерьма, которую отыщет.
О распаде СССР.
>> понятное дело, что воспринимался распад именно, как поражение.
Боюсь, что дело куда сложнее. В движении те события не воспринимались поражением. Понадобилось лет 5-6 осмысления, чтобы понять что мы совершенно не туда заехали. Да, мы были идиотами. Полагаю, тот период нас кое-чему научил и мы стали осмотрительнее. (пардон, к литературе это имеет очень косвенное отношение)
Обвинения в адрес «Вариант БИС» Сергея Анисимова в реваншизме весьма странны. Книга о другом периоде и с другим настроением.
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 21st, 2015 02:15 pm (UTC) (Link)
>> понятие «контрнаступления» куда уместнее странного спортивного «реванша».

Вводите в обиход - повседневный и литературный - кто спорит:)
>> По печальным прогнозам по поводу Украины. Было вполне очевидно что так и произойдет. Очень хотелось до этих событий не дожить.

Ну... да. Еще повезло - повезло ли? - что бомба распада СССР рванула с таким запозданием. Раньше было бы хуже, вероятно.
>> Боюсь, что дело куда сложнее. В движении те события не воспринимались поражением. Понадобилось лет 5-6 осмысления, чтобы понять что мы совершенно не туда заехали.

А вот соглашусь. И поблагодарю за ценное замечание! Это полностью объясняет, почему первые попытки "взять верх над НАТО" появились с таким запозданием. Первые - из числа мне известных, естественно.
>> Обвинения в адрес «Вариант БИС» Сергея Анисимова в реваншизме весьма странны. Книга о другом периоде

Есть и книги "реванша в прошлом", вероятно, поэтому теоретически обвинить можно.
>> и с другим настроением.

... А практически, чтобы обвинить, надо иметь альтернативный склад мышления. Но и обойти этот момент молчанием я не захотел. Уж разбираться, так приводя в пример все яркие книги. А "Вариант Бис" - одна из лучших и выдающихся вещей своего жанра и вообще отечественной фантастики.
congregatio From: congregatio Date: September 21st, 2015 12:15 pm (UTC) (Link)
И тут пришел Кэп О в моем милом личике лице и изрёк: "Вывод: какая страна, такая и литература".

У меня тут дочка заинтересовалась "Повестью о настоящем человеке". Вот думаю теперь, что будет проще и дешевле - забрать у отца старую книгу или новую найти :) С читалки не хочет, хочет в бумаге... Надо ловить момент, пока интерес в наличии, и загрузить в даму классику реальной истории :)
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 21st, 2015 02:50 pm (UTC) (Link)
>> "Вывод: какая страна, такая и литература".

Ну, не очевидно это оказывается. Особенно учитывая, что мнение о стране тоже может очень сильно различаться. Посмотрим через сколько-то лет, как отразится текущая ситуация на фант-литературе.
>> Вот думаю теперь, что будет проще и дешевле - забрать у отца старую книгу или новую найти :)

Если удастся найти хорошее издание за терпимые деньги, то можно и новую - чтобы у дочери была своя!) книга:) Отчасти это субъективное, кому-то нравятся старые книги, кому-то обязательно новые с картинками и плотной бумагой. Так что вам видней. Тут главное, чтобы в новой текст не сократили, не подредактировали чего.
>> классику реальной истории :)

Я так запоем "Момент истины" читал в начальной школе:)
(Deleted comment)
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 21st, 2015 05:35 pm (UTC) (Link)
Спасибо за разъяснение!)

Что же, хорошо, что выжил, и хорошо, если книги станут более взвешенными и прочувствованными. ИМХО, это вполне может пойти на пользу. По крайней мере, автор будет знать, как оно по-настоящему.
fenixov From: fenixov Date: September 21st, 2015 05:10 pm (UTC) (Link)
Ну да, согласен, что для многих авторов подходит именно "реваншизм", что скорее плохо. Хотя самому "обидно" было за многое.
Кстати, не подскажите, а есть ли у Злотникова что-то не теряющее актуальность, как приведённые примеры? Хочется добротной русской боевой фантастики почитать, но не знаю с чего (кроме Зоричей) начать. Вот и присматриваюсь к его "Пути Князя".
P.S. на нашем сайте, как и обсуждали, уже появилась сложная лента новинок, где можно поиграться с жанрами, издательствами, сериями и авторами) Обещал сказать, как появится)
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 21st, 2015 06:03 pm (UTC) (Link)
>> что для многих авторов подходит именно "реваншизм", что скорее плохо

Однако уже после 08.08.08 наступает перелом в пользу имперской фантастики. То бишь народ заканчивает страдать и понимает, что теперь разговор идет на равных. Что и получает отражение в литературе.
>> а есть ли у Злотникова что-то не теряющее актуальность, как приведённые примеры?

Плиз, уточните, а то я уже сонный и не въехал - более качественное, чем приведенное в посте, или такое же? Потому что судя по отзывам и цитатам - я бегло полистал на ФЛ - "Путь князя" еще слабее, чем ранний Злотников. Хотя да, смотреть надо самому, конечно:)
>> на нашем сайте, как и обсуждали, уже появилась сложная лента новинок, где можно поиграться с жанрами, издательствами, сериями и авторами) Обещал сказать, как появится)

Атлична, загляну, как будет свободное время:)
Serge Pashkov From: Serge Pashkov Date: September 21st, 2015 08:02 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, что в этом контексте заслуживает упоминания цикл Ю.Никитина "Русские идут" (4 книги, мне кажется, что первые две из них я прочел году так в 96).
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 24th, 2015 09:11 am (UTC) (Link)
Увы, но с Никитиным я незнаком в принципе. И как-то не тянет менять положение дел)
hoholusa From: hoholusa Date: September 21st, 2015 10:59 pm (UTC) (Link)
Ну, на счёт "Дайте им умереть" я бы сильно не согласился. "Оружие покончило с собой" от омерзения, никаких добрых дел оно не планировало. Как писали великие, "Странники не население спасали, они спасали планету от населения".
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 23rd, 2015 11:56 am (UTC) (Link)
Оружие да, не спорю. Но вот в финале звучат такие слова:
Ошарашенный мир подвис в шатком, недоуменном равновесии – и продолжал висеть в нем дольше, чем предполагалось скептиками. Видно, психологический шок не прошел для людей даром. Что-то надломилось в гордом сознании «Венца Творения», и люди никак не решались сделать следующий шаг.
Вернее, повторить уже некогда сделанный.
Шестое тысячелетие стояло на пороге и подкидывало монетку на ладони.
Орел?
Решка?
Ребро?

Вот этот момент показался мне достаточно важным.
alkach42 From: alkach42 Date: September 22nd, 2015 04:01 am (UTC) (Link)
Ребенок, когда что-то пошло не так, надувает щечки, топает ножкой, хлопает дверью и в досаде хочет реванша. Он еще маленький и сильно зависит от необходимости утешиться.

Взрослый, если что-то пошло не так, пытается осмыслить, извлечь уроки, получив новое знание - стать сильнее. Он не довольствуется утешением, ему нужна работа над ошибками.

Литература, посвященная мечтам о реванше - не является ли она путем раздосадованного ребенка? Шмыганием носом, бессильной злобой? Не могу сказать по одной простой причине - не читал ничего из боевой фантастики. И пока не планирую.

Спасибо за обзор!

Edited at 2015-09-22 04:08 am (UTC)
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 23rd, 2015 05:51 pm (UTC) (Link)
Все мы в глубине души остаемся детьми:) А уж когда рушится не просто карьера - а все отечество, смысл и стержень жизни, то можно лишь пожалеть людей.

Да, нужно анализировать. Но иногда приходится начинать этот процесс с неуверенных и эмоциональных попыток. Дорога в тысячу ли начинается с одного шага... Главное, что самоанализ продолжал эволюционировать и совершенствоваться, отбрасывая ненадежные и ложные приемы.

Относительно ранних работ - да, вы подобрали довольно точную метафору:) Правда, я бы сравнил с подростком, который мечтает - "ух я его завтра побью, и так, и вот так, и вот этак".

Пожалуйста!)
v_lechenko From: v_lechenko Date: September 22nd, 2015 12:33 pm (UTC) (Link)
Очень интересный хотя и несколько сжатый обзор - например не упомянуты так сказать "пророкъ" этого направления пресловутый Беркем аль Атоми которому отчасти подражает Анисимов, и О.Верещагин. А это как модно говорить знаковые фигуры.
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 23rd, 2015 05:44 pm (UTC) (Link)
Пожалуйста!
Что касается Беркем аль Атоми, то увы - не читал. По отзывам и разборам у меня сложилось впечатление, что это скорее пост-апокалипсис, нечто вроде "Метро-2033" и прочих подобных, только без ядерного заражения. Вроде того же цикла Валетова "Ничья земля".
Да, безусловно обзор неполный. Для этого потребовалось охватить на порядок больше книг, в том числе альтернативщиков, махровцев, пост-апокалиптику... А это уже другой уровень.
Верещагина - видел обложки - но аналогично не читал.
shickarev From: shickarev Date: September 24th, 2015 07:27 am (UTC) (Link)
Статья очень спорная, но я спорить не буду. )

Только удивлюсь, что не упомянут основополагающей текст этого направления: "Завтра война" Александра Зорича
green_bear_den From: green_bear_den Date: September 24th, 2015 07:42 am (UTC) (Link)
Сама тема неимоверно спорная, поэтому я даже взял определение из БСЭ, чтобы отсечь ряд обвинений:)

"Завтра война" - в первую очередь относится к масштабной космоопере и имперской фантастике. В реваншизм запихнуть ее, гм-м, даже круче, чем натянуть сову на бревно:) То есть при более широком охвате смежных текстов - да цикл надо брать, особенно, если углубиться в имперство. Но это уже полноценное исследование, а я хотел хотя бы кратко пройтись по периодам в контексте реваншизма, чтобы разделить часто упоминаемые книги по группам и жанрам.
69 подарено горшков мёда or Подарить горшок мёда